Резолюция 2013

РЕЗОЛЮЦИЯ

IV Всероссийской научно-практической конференции «Саморегулирование в строительном комплексе: повседневная практика и законодательство»

11 сентября 2013 года

 

 

В Санкт-Петербурге в рамках деловой программы 17-й Международной выставки Baltic Build прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция «Саморегулирование в строительном комплексе: повседневная практика и законодательство».

В конференции приняли участие делегаты из более чем сорока городов России. Онлайн-трансляция мероприятия осуществлялась более чем на двадцати интернет-ресурсах, а в работе прошедшей в формате вебинара тематической секции, посвященной обеспечению имущественной ответственности членов СРО, смогли принять участие более двухсот человек.

Пленарная часть мероприятия прошла в форме открытого диалога участников конференции. В состав президиума пленарного заседания вошли: руководитель Межрегионального управления Министерства регионального развития Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу Михаил Караулов, ответственный секретарь экспертного совета по градостроительной деятельности при Комитете Государственной Думы по строительству и земельным отношениям Светлана Бачурина, председатель Комитета по строительству Санкт-Петербурга Михаил Демиденко, президент Национального объединения проектировщиков Михаил Посохин, вице-президент, член Совета, председатель Комитета НОСТРОЙ по профессиональному образованию Александр Ишин, руководитель Аппарата НОСТРОЙ Илья Пономарев, вице-президент, руководитель Аппарата Национального объединения саморегулируемых организаций в области энергетического обследования Леонид Питерский, исполнительный директор РСС Эдуард Дадов, член Совета, председатель Комитет по развитию системы подготовки рабочих кадров НОСТРОЙ Михаил Воловик. Модератором пленарного заседания выступил руководитель Аппарата НОП Антон Мороз.

 

Тематическая секция № 1

«Энергоресурсосбережение в строительстве»

 

11 сентября 2013 года в Санкт-Петербурге в рамках IV Всероссийской научно-практической конференции «Саморегулирование в строительном комплексе: повседневная практика и законодательство» прошел круглый стол «Энергоресурсосбережение в строительстве» организатором, которого выступило НП «СРО «АЛЬЯНС СТРОИТЕЛЕЙ».

В мероприятии приняли участие: заместитель руководителя Службы Госстройнадзора Санкт-Петербурга - Вячеслав Захаров, директор НП «СРО «ЭНЕРГОАУДИТ» - Маличев Р.Ю., генеральный директор ООО «ЭнЭф» - Леонид Шульман, советник директора НП «БалтЭнергоЭффект» - Александр Журавлев, генеральный директор экспертной организации «СтройАльянс» - Андрей Крянев, технический директор ООО «Энергосберегающие технологии» - Игорь Алексиков.

В дискуссии приняли активное участие все участники Круглого стола.

 

По итогам круглого стола «Энергоресурсосбережение в строительстве» приняты следующие решения:

 

  1. Обратиться в Минэнерго России с предложением о формировании на сайте Минэнерго информации об общих результатах обязательного энергетического обследования организаций.
  2. Направить предложения в региональные органы Ростехнадзора об обеспечении открытости информации на сайте управлений по проверяемым организациям и направлении их руководству предписаний о проведении обязательного энергетического обследования.
  3. Направить в региональные органы исполнительной власти предложения о включении представителей региональных СРО  в состав комиссий по вопросам компенсации предприятиям малого и среднего бизнеса затрат на осуществление энергосберегающих мероприятий.
  4. Рекомендовать к использованию в регионах, разработанного Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом,  регионального методического документа «Методические рекомендации по повышению энергетической эффективности жилых и общественных зданий» с учетом климатических условий региона.
  5. Одобрить инициативу НП «АВОК-Северо-Запад» по изданию «Каталога новых инженерных решений по обеспечению энергетической эффективности и экологической безопасности», принимая активное участие в расширении перечня новых проектных решений и оборудования, применяемых в новом строительстве.
  6. Поддержать инициативу НП «Газовый Клуб» о подготовке документов (постановления Правительства РФ, распоряжения Правительства РФ, региональных законов), отражающих перспективы газификации населенных пунктов на территории России.
  7. Организовать создание «Энергосервисного Совета» в Санкт-Петербурге с участием энергоаудиторских организаций, представителей комитетов Администрации города, бизнес-сообщества.
  8. Направить обращение в Комитет по строительству по вопросу энергетического обследования зданий, срок эксплуатации которых составляет 5 лет, на предмет подтверждения требуемых характеристик.

 

Тематическая секция № 2

«Перспективы развития типового проектирования в России»

 

Участники круглого стола, обсудив наиболее актуальные вопросы типового проектирования в строительстве, отметили следующее:

  • типовое проектирование в постсоветский период долгое время не было востребовано, но сегодняшние условия рынка и практический опыт показали необходимость возрождения данного вида проектов в части применения их при строительстве объектов социальной и общественной инфраструктуры;
  • применение типовых проектов – один из инструментов снижения себестоимости реализации проектов строительства, что в современных условиях рынка имеет ключевое значение;
  • помимо совершенствования организационно-правовой и нормативно-технической базы для применения типовых проектов, необходимо создать правовые основы для применения типовых проектных решений;
  • в разработке типовых проектов целесообразно использовать международный опыт, адаптируя его к российским условиям. Такие страны как Финляндия, Швеция, Дания имеют достаточную базу типовых проектов, которая подойдет по климатическим условиям северным регионам нашей страны. Опыт стран центральной Европы подойдет для большинства регионов России.

 

В ходе дискуссии в качестве основных препятствий для широкого использования проектов повторного применения были названы следующие факторы:

  • несовершенство существующей на сегодняшний день процедуры прохождения согласования типовых проектов в Росгосэкспертизе;
  • отсутствие организационно-правовых основ для признания типовыми не только проектов, но и проектных решений;
  • отсутствие согласованности в действиях регулирующих органов, и как результат такой несогласованности – разночтения между нормативными документами, выпускаемыми разными министерствами и ведомствами.

 

 

По итогам обсуждения были приняты следующие решения:

  • признать актуальной работу по созданию реестра проектов повторного применения, проводимую Министерством регионального развития;
  • признать целесообразной работу по актуализации СП «Типовая проектная документация», проводимую Национальным объединением проектировщиков;
  • обратиться в Национальное объединение проектировщиков с просьбой о подготовке предложений по усовершенствованию организационно-правовой базы типового проектирования;
  • обратиться в Национальное объединение проектировщиков с просьбой о проведении широкого публичного обсуждения в первой и окончательной редакций СП «Типовая проектная документация» не только путем размещения проектов редакций на своем сайте, но и путем проведения круглых столов;
  • обратиться в Национальное объединение проектировщиков с просьбой о включении в план работы на 2014 год создание реестра типовых проектных решений для основных конструктивных элементов и систем зданий различного назначения.

 

Тематическая секция № 3

«Квалифицированные рабочие кадры: что изменилось?»

 

Участники круглого стола «Квалифицированные рабочие кадры: что изменилось?», подводя итоги состоявшейся дискуссии, сошлись во мнениях в главном – много полезного удалось сделать, но еще многое сделать предстоит.

Сегодня, спустя год, когда Россия уже является полноправным членом ВТО, отечественный строительный комплекс вынужден приспосабливаться к новым рыночным условиям.

В этой связи подготовка высокопрофессиональных кадров обязательно должна стать приоритетом экономической и социальной политики государства. Со всей ответственностью участники заявляют, что объективно бизнес не имеет ни возможностей, ни предназначения брать на себя в полном объеме решение задачи обеспечения отечественной экономики квалифицированными рабочими кадрами. Профессиональное образование – серьезный процесс, ресурсоемкость которого будет только расти по мере того, как усложняется строительное производство, как каждый год появляются все новые и новые строительные материалы, приемы и технологии. Членство России в ВТО будет только способствовать их скорейшему проникновению. Бизнесу под силу решать задачи обеспечения кадрами только в ограниченных масштабах, например, стипендиальными программами, участием в конкурсах профмастерства, определением приоритетов, содействием в разработке и апробации образовательных программ и т.п. А задача обеспечения строительной отрасли профессиональными рабочими кадрами – не менее важная государственная задача, чем национальные системы образования или здравоохранения; масштабы и значимость этих задач для экономики вполне сопоставимы. При этом участники круглого стола отдают себе отчет в том, что и государству не справиться с этой задачей без действенной помощи со стороны профессионального сообщества.

Отчетливо осознавая современные реалии развития строительной отрасли и ее наиболее актуальные проблемы, в качестве одного из своих приоритетных направлений деятельности на 2012-2013 гг. Национальное объединение строителей провозгласило совершенствование систем подготовки кадров для строительной отрасли и подтверждения квалификации специалистов.

В рамках данной работы Комитет по развитию системы подготовки рабочих кадров НОСТРОЙ планомерно реализовывал за истекший год и продолжает реализацию комплекса мер, направленных на удовлетворение потребностей строительной отрасли в высококвалифицированных рабочих кадрах.

В 2012 году участники круглого стола пришли к выводу, что первоочередными задачами развития системы подготовки квалифицированных рабочих кадров являются:

совершенствование действующего законодательства;

формирование полноценной системы профессиональных стандартов рабочих строительных профессий;

внедрение системы оценки и сертификации квалификации рабочих строительных профессий и создание ресурсных центров нового поколения;

повышение престижа рабочих строительных специальностей.

За истекший период в рамках данных направлений проведена масштабная работа.

Совершенствуется законодательство в сфере формирования системы профессиональных стандартов рабочих строительных профессий, образования и миграционного законодательства.

Профессиональные стандарты являются основой для создания государственных образовательных стандартов и программ. За минувший год определены понятие профессионального стандарта, порядок его разработки, утверждения и применения.

Во исполнение поручения Президента принят закон № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» (в части законодательного определения понятия профессионального стандарта, порядка его разработки, утверждения и применения). Утвержден План разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы и подготовлен проект постановления Правительства РФ, предусматривающего утверждение порядка разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23). Сформирован экспертный совет по профессиональным стандартам при Минтруде России (Приказ Минтруда от 25 марта 2013 г. № 118н) и подготовлены методические рекомендации по разработке профессионального стандарта (Приказ Минтруда от 29 апреля 2013 г. № 170н). Разработаны макет профессионального стандарта (Приказ Минтруда от 12 апреля 2013 г. № 147н) и уровни квалификаций в целях подготовки профессиональных стандартов (Приказ Минтруда от 12 апреля 2013 г. № 148н).

Комитетом по развитию системы подготовки рабочих кадров Национального объединения строителей были подготовлены и представлены предложения в Министерство труда и социальной защиты РФ для формирования проекта сводного плана разработки профстандартов на 2013-2014 гг., осуществлен мониторинг распространенности профессий рабочих в строительной отрасли, по результатам которого было принято решение о первоочередном перечне подлежащих разработке 5 профстандартов (каменщик, бетонщик, арматурщик, сварщик и кровельщик). Членами Комитета был произведен сравнительный анализ представленных методик организаций - потенциальных разработчиков профстандартов, среди которых: Центр изучения проблем профессионального образования, Государственная академия повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и ЖКХ, МГСУ, НИИ труда и социального страхования Минтруда России, Национальное агентство развития квалификаций РСПП, Национальный кровельный союз, Национальное агентство контроля сварки.

В ближайшее время ожидается вынесение на обсуждение первых подготовленных профстандартов.

Участники круглого стола пришли к мнению, что по объективным экономическим причинам Россия не сможет отказаться от трудовых мигрантов, поэтому выразили поддержку вводимым системам курсов адаптации трудовых мигрантов.

Участники отметили, что новый закон об образовании четко разделил уровни образования и обучения по программам профессиональной подготовки и повышения квалификации. В настоящее время по всем уровням разработаны федеральные государственные образовательные стандарты, но полностью выпал уровень начального профессионального образования. В этом направлении также предстоит работа.

Созданы ресурсные центры нового поколения.

Предложение по формированию сети ресурсных центров оказалось крайне востребованным, и от учебных заведений, претендующих на этот статус, поступило множество обращений. В настоящее время в реестр Национального объединения строителей внесены 68 ресурсных центров, а статус базовых получили 24 центра. Согласно плану работы Комитета по развитию системы подготовки рабочих кадров НОСТРОЙ, к концу 2013 года планируется внести в реестр порядка 70 ресурсных центров. Создание сети ресурсных центров позволит студентам осваивать современное оборудование, получать качественные теоретические знания и применять их на практике в производственных лабораториях.

Вместе с тем тормозящим развитие фактором участники назвали полное отсутствие софинансирования базовых ресурсных центров со стороны НОСТРОЙ и призывают Национальное объединение строителей к скорейшему решению этого актуального вопроса.

Участники круглого стола предлагают НОСТРОЙ как можно оперативнее решить следующие вопросы:

Определить структуру затрат, порядок и сроки оплаты НОСТРОЙ своего участия в профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации граждан по строительным профессиям, в том числе по финансированию ресурсных центров (важно: исключить финансирование того, что может финансироваться в соответствии с законодательством РФ ее бюджетной системой).

Определить список мероприятий по профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации граждан по строительным профессиям.

 

Внедряется система оценки и сертификации квалификации рабочих строительных профессий, формируются центры по сертификации.

Задачей органов по сертификации персонала является независимая оценка соответствия компетентности, знаний, умений и уровня квалификации персонала установленным требованиям профессиональных стандартов. Участники круглого стола поддерживают инициативу по созданию в России единого образовательного центра, эксперты которого следили бы за обновлением требований к специалистам различных профессий и меняли бы как стандарты обучения, так и критерии оценки профессиональных знаний и навыков. Необходимо внести и соответствующие поправки в законодательство, которые бы сделали процедуру независимой оценки профессионализма работника обязательной.

Такая система позволит идентифицировать профессию и уровень квалификации рабочих на соответствие требованиям профессиональных стандартов. Основой процедуры сертификации является проверка знаний и практических навыков рабочего, по итогам которой делаются выводы об уровне его квалификации. По результатам такой проверки работник подтверждает заявленную квалификацию, кроме того, работодатель может принять решение о повышении квалификации работника. Представляется, что работодатель, использующий труд сертифицированных рабочих, заведомо будет иметь как имиджевые, так и производственные преимущества в глазах контрагентов и партнеров по бизнесу, будет застрахован от порчи материалов, необходимости замены и поиска новых строительных бригад.

Участники круглого стола предлагают НОСТРОЙ как можно оперативнее решить следующие вопросы:

Создать из числа строителей-профессионалов постоянно действующие экспертные группы по всем утвержденным профессиям строительных рабочих.

Выработать требования к профессиональным функциям (должны допускаться корректировки этих требований под влиянием инноваций в технологии, инструментах, оборудовании и оснастке для производства соответствующего вида работ). Члены этих групп должны составить костяк экспертов на квалификационных экзаменах, что способствовало бы скорейшему введению в нашей стране профессиональной сертификации строительных рабочих.

Повышение престижа рабочих специальностей: расширение стипендиальной программы, проведение конкурсов профессионального мастерства, организация профориентационных мероприятий и встреч работодателей и студентов.

Популяризации рабочих профессий способствуют конкурсы профессионального мастерства. Национальным объединением строителей с успехом проводится Национальный конкурс российских строителей «Строймастер», который завоевал широкую популярность у представителей трудовых профессий. Традиции этих профессиональных соревнований успешно продолжены крупными строительными компаниями-работодателями и муниципальными органами власти.

В мае 2013 года Комитет по развитию системы подготовки рабочих кадров НОСТРОЙ выступил соорганизатором Всероссийского конкурса мастеров кровельного дела «Кровельный марафон», организованного Национальным кровельным союзом (НКС) и Корпорацией ТехноНИКОЛЬ. Подобные конкурсы неизменно содействуют улучшению качества выполняемых работ, стимулированию рабочих, привлечению в строительство молодых кадров и их активному вовлечению в жизнь строительной отрасли.

Наиболее ярким образцом внедрения и реализации профессиональной ориентации на межгосударственном, глобальном уровне является международное движение WorldSkills International (WSI). Участниками движения являются такие развитые страны, как США, Германия, Канада, Швейцария, Франция, Япония, Великобритания – более 60 участников; с 2012 года в движение вступила и Россия. Чемпионаты мира, Европы, Америки WorldSkills International собирают сотни команд и тысячи участников. В июле 2013 года Россия впервые приняла участие во Всемирном чемпионате рабочих профессий WorldSkills International, который проходил в Лейпциге. В мероприятии приняли участие 1000 участников из 52 стран, соревнующихся по 46 компетенциям. Российская команда была представлена в 14 компетенциях, среди которых камнеобработка, сварочные технологии, облицовка плиткой, столярное дело. Итоги чемпионата доказали, что среднее профессиональное образование в России не отвечает требованиям мирового рынка в сфере компетенций и квалификаций, очень сильно отстает от мировых стандартов, строго соблюдаемых организацией WorldSkills International (WSI). Однако сам факт интеграции России в мировое движение – уже значимый шаг на пути к повышению уровня профобразования отечественных рабочих кадров в условиях ВТО.

Участники круглого стола отметили большую социальную значимость соревнований WorldSkills: на конкурс приходят школьники с учителями и родителями, на соревнованиях представлены симуляторы, с помощью которых школьники могут попробовать все виды сварки, получают информацию о востребованности данных специалистов на рынке и об уровне их заработной платы.

В настоящее время запущен проект WorldSkillsKids, в рамках которого идет работа со школами, вместе с Правительством Москвы организуются экскурсии детей на заводы. Планируется устраивать для школьников экскурсии в колледжи, где у них будут практические уроки труда, объединенные с профессиональной ориентацией.

Сейчас в движение WSR вовлечено 43 российских региона, в региональных соревнованиях было задействовано более 30 тысяч учащихся колледжей. Как показывает статистика, конкурс в учебные заведения вырос на 34%. Благодаря соревнованиям активно продвигается «система горизонтального роста», когда для успеха и признания в профессии не обязательно получать высшее образование, а владеющий всеми видами сварки сварщик так же интеллектуален и профессионален, как и инженер.

Совместно с Министерством труда и Министерством образования создается специальная межведомственная комиссия. По каждой из специальностей, существующей в WorldSkills International, она сформирует экспертную группу, которая будет давать свои рекомендации как по профстандартам, так и по образовательным стандартам.

Следующий чемпионат мира WorldSkills International будет проходить в 2015 г. в Бразилии, в городе Сан-Паулу. Используя наработанный опыт, необходимо обеспечить достойное выступление российской команды.

В связи с этим чрезвычайно актуальным является вопрос скорейшего заключения соглашения о сотрудничестве между НОСТРОЙ и WSI, которое откроет возможности для полноценных партнерских отношений и участия на качественно новом уровне в серьезных международных проектах.

Вместе с тем участники отметили, что без поддержки со стороны государства (финансовой, ресурсной) соревнования профмастерства сами по себе не смогут в полной мере решить задачу повышения престижа рабочих специальностей. Это доказывает практика международных соревнований кровельщиков, которые проводятся с 1988 года (и где в 2009 году сборная России победила сразу в трех номинациях): подготовка одной команды и отправка ее на конкурс стоит столько, сколько подготовка сразу нескольких бригад кровельщиков, требуются большие затраты на дорогостоящие инструменты, приглашение иностранных наставников, на целый месяц участники отрываются от основной работы, им нужно выплачивать зарплату.

Большинство российских строительных компаний не могут себе этого позволить по объективным причинам, и без государственной поддержки таких начинаний продвинуться в этом направлении не получится.

Было отмечено, что наличие нескольких хорошо обученных бригад не решает проблему отсутствия в стране квалифицированных рабочих кадров. Кроме того, победа в международном конкурсе не влияет на получение фирмой заказов на родине. Соответственно, затраты фирмы, которые она несет на подготовку участников к конкурсу, совершенно не окупаются.

Участники круглого стола поддержали инициативу Национального кровельного союза, который для привлечения внимания общественности и органов государственной власти планирует продолжать уже зарекомендовавшие себя кровельные марафоны, когда в одно время сразу в нескольких регионах проходит конкурс в едином формате.

Процессы модернизации строительного производства, обновления материально-технической базы отрасли идут рука об руку с вопросами повышения престижа рабочих специальностей и привлечения работников нового формата - как две стороны одной медали. Как свидетельствуют цифры официальной статистики, хотя ситуация в сфере профобразования все еще остается довольно неблагоприятной, однако демонстрирует положительную динамику. Сегодня как никогда важно проводить профориентационные мероприятия в школах и колледжах, говорить молодым людям о возможностях и перспективах, которые открывают профессиональное образование и работа в строительном комплексе.

В рамках данного направления участники круглого стола также считают необходимым развивать и расширять стипендиальную программу, инициированную рядом московских СРО в 2011 году. Данная программа уже получила поддержку: достигнута договоренность о выплате стипендий 60 учащимся строительных колледжей столицы. Планируется развивать стипендиальную программу путем вовлечения в нее максимального количества СРО, в перспективе она должна быть распространена на все регионы.

Проанализировав исполнение принятых в 2012 году решений, участники круглого стола пришли к выводу, что большинство поставленных задач выполнены.

По общему мнению, учитывая наработанный положительный опыт, необходимо развивать заявленные приоритетные направления по определению стандартов и повышению качества подготов­ки строителей-рабочих, приведению в со­ответствие структуры подготовки кадров с реальными потребностя­ми строительной отрасли, развитию системы ресурсных центров и повышению престижа рабочих профессий. В настоящее время это возможно только при участии всех заинтересованных сторон. Таким образом, глобальная задача повышения качества строительных работ может и должна быть решена путем объединения совместных усилий органов власти, местного самоуправления, работодателей, учебных заведений, профессиональных союзов, общественных организаций и объединений.

 

Тематическая секция № 4

«Оптимизация требований к составу и содержанию разделов проектной документации объектов капитального строительства. Промежуточные итоги общественной экспертизы Постановления Правительства РФ №87 и направления дальнейшей работы»

 

В Круглом столе приняли участие представители Министерства транспорта РФ, Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой), Национального объединения изыскателей (НОИЗ), Национального объединения проектировщиков (НОП), Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), Ассоциации экспертиз строительных проектов (АЭСП), отраслевых СРО
и проектных организаций.

В рамках Круглого стола были подведены промежуточные итоги общественной экспертизы Постановления Правительства РФ № 87 от 16.02.2008 года «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»
(далее – Постановление Правительства №87), которое стартовало в начале августа
на специальной интернет-площадке на базе Национального объединения проектировщиков при официальной поддержке Министерства экономического развития РФ, Открытого правительства РФ, Госстроя, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Участники Круглого стола также обсудили направления дальнейшей работы
в целях оптимизации требований к составу и содержанию разделов проектной документации объектов капитального строительства в соответствии с пунктом 11 плана мероприятий «дорожная карта» распоряжения Правительства РФ от 29 июля 2013 года №1336-р.

Участники Круглого стола отметили следующее:

Постановление Правительства № 87 – это основополагающий документ, который необходимо разработать профессиональному сообществу. Вопрос
его функционирования и разработки на протяжении нескольких лет вызывает разногласия.

Основные задачи, которые стоят перед отраслью:

Поддержание Постановления Правительства № 87 в актуальном состоянии;

Пересмотр подходов к документу, нормирующему порядок разработки, состав и содержание проектной документации.

Участники Круглого стола и члены рабочей группы НОП по внесению изменений в Положение «О составе разделов проектной документации и требованиях
к их содержанию», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №87 от 16 февраля 2008 года (далее – Рабочая группа), выступили с предложениями по выполнению следующих мероприятий:

Не принимать поправки к Постановлению Правительства № 87, которые подготовлены Госстроем (ОГВ/374 от 03.09.2013);

Рабочей группе предложить свою редакцию проектов Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановления Правительств РФ от 16 февраля 2008 г. №87 «О составе разделов проектной документации и требований к их содержанию» и от 5 марта 2007 г. №145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»;

Двигаться по пути нормирования порядка разработки, состава и содержания проектной документации путем разработки отдельных сводов правил, разделенных
по видам проектируемых объектов;

Своевременно актуализировать перечень этих сводов правил;

Одобрить промежуточные результаты общественной экспертизы Постановления Правительства № 87, проводимой НОП, и продолжить работу в данном направлении.

 

Тематическая секция № 5

«Изменения в кадастровой и оценочной деятельности. Зависимость налогообложения и кадастровой оценки. Актуальные проблемы и пути их решения»

 

Спорные вопросы кадастровой учета в контексте налогообложения обсудили 11 сентября на тематическом круглом столе «Изменения в кадастровой и оценочной деятельности. Зависимость налогообложения и кадастровой оценки. Актуальные проблемы и пути их решения» в рамках конференции «Саморегулирование в строительном комплексе: повседневная практика и законодательство». Организатором круглого стола выступило ОАО «Региональное управление геодезии и кадастра».

Стоит отметить, что за первое полугодие разрешение на ввод в Санкт-Петербурге получили чуть более 100 объектов. При этом меньше пяти объектов были поставлены на кадастровый учет. Однако, по словам Даниила Пильдеса,  директора филиала ФКБУ ФКП «Росреестр» по Санкт-Петербургу, за последний месяц достигнут «прорыв» в постановке на кадастровый учет многоквартирных домов. Даниил Пильдес отметил, что это стало возможным только благодаря подготовке документов по данным объектам специалистами организаций, которые обеспечивают постоянно большой объем работ по подготовке документов для последующего кадастрового учета, за счет которого могут инвестировать в профессиональное программное обеспечение, многоступенчатый контроль качества и непрерывный процесс повышения квалификации своих сотрудников. 

Немаловажной темой круглого стола стало обсуждение ряда новшеств в кадастровом учете, предусмотренных 250-ФЗ, который вступит в силу с 1 октября 2013 года. Во-первых, сокращается максимальный срок осуществления процедур государственного кадастрового учета с 18 рабочих до 18 календарных дней. «Для нас это реальные сроки. В филиале Кадастровой палаты по Санкт-Петербургу не было ни одной просрочки по государственному кадастровому учету», - заявил Даниил Пильдес.

Во-вторых, с 1 октября количество технических планов при постановке на кадастровый учет  многоквартирного дома со всеми помещениями сокращается до одного. «Законодатель озаботился тем, чтобы возложить постановку на учет и здания, и помещений в нем именно на застройщика, которому для этого необходимо привлечь высокопрофессионального кадастрового инженера», - подчеркнул представитель кадастрового органа. 

В-третьих, целый перечень оснований для отказа в постановке на кадастровый учет теперь является поводом для приостановки процесса. Это дает кадастровому инженеру возможность исправить ошибки в технических и межевых планах.

В-четвертых, исключено понятие «грубого нарушения» при подготовке документов для прохождения кадастрового учета. Если ранее кадастровый инженер допускал 10 грубых нарушений в течение года, Кадастровая палата требовала отзыв аттестата кадастрового инженера. При этом само понятие грубого нарушения было не четко прописано в законе. Теперь аттестат кадастрового инженера может быть аннулирован, если число решений об отказе кадастрового органа в постановке на учет за год достигает 25% от общего количества подготовленных данным специалистом межевых и технических планов. 

Также на круглом столе был поднят вопрос налогообложения и его связи с кадастровой оценкой.

До 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету передали в органы кадастрового учета копии технических паспортов объектов недвижимости, на основании которых сведения о ранее учтенных объектах недвижимости были включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости. Однако включение в государственный кадастр недвижимости сведений об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости статьей 7 Закона о кадастре не предусмотрено.

Таким образом, у ФНС отсутствуют правовые основания для действий налоговых органов по приему, обработке сведений об инвентаризационной стоимости, представленных какими-либо организациями по состоянию на 01.01.2013, и использованию данных сведений для целей исчисления налога на имущество физических лиц.

Говоря о кадастровой оценке, Василий Цымбалов, представитель ГУП «ГУИОН», признал, что изменения в 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» в этой части были продуманы поверхностно. В результате в регионах, где уже проведена кадастровая оценка земельных участков и объектов капитального строительства, началось массовое оспаривание результатов.

«Оценочное сообщество задумалось над этой проблемой, и для исправления ситуации делаются попытки внесения изменений, в первую очередь, в 135-ФЗ в части определения кадастровой стоимости», - сообщил Василий Цымбалов. Сейчас оценщики руководствуются пятью стандартами, и рабочая группа при Минэкономразвития активно прорабатывает еще два стандарта: по оценке бизнеса и недвижимости, которые должны быть приняты уже в октябре. Вариантов решения острых вопросов три: либо кадастровой оценке еще раз будет уделено внимание в стандарте об оценке недвижимости, либо доработке подвергнутся первые три стандарта, либо существенные корректировки будут внесены в стандарт по кадастровой оценке вплоть до изменения самого понятия кадастровой оценки.

В завершение круглого стола генеральный директор ОАО «Региональное управление геодезии и кадастра» Алексей Лебедев выступил с инициативой и в будущем поддерживать постоянный диалог между властью и бизнесом через организацию рабочих семинаров, встреч и круглых столов на регулярной основе. 

 

Тематическая секция № 6

«Развитие малоэтажного строительства как основа формирования

 рынка доступного жилья в России»

 

В ходе работы тематической секции "Развитие малоэтажного строительства как основа формирования рынка доступного жилья в России" участники Конференции обсудили актуальные вопросы, связанные с развитием малоэтажного и коттеджного строительства в России.

В настоящее время наблюдается большая потребность в доступном и быстром строительстве малоэтажного жилья, отвечающего современным требованиям комфортности проживания, которое смогло бы стать достойной альтернативой городской квартире. Малоэтажное строительство и коттеджные поселки представляют собой мощный резерв для реализации государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», а также ресурс для расселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье.

Основными проблемами в отрасли малоэтажного строительства являются:

  • Недостаточность законодательного регулирования;
  • Сложность получения кредитных ресурсов и их высокая стоимость;
  • Недобросовестное использование механизмов дачной амнистии;
  • Длительное согласование разрешительной документации;
  • Отсутствие объектов социальной инфраструктуры;
  • Отсутствие инфраструктурно подготовленных участков для застройки.

Участники конференции отметили необходимость разработать комплексный подход в развитии малоэтажного строительства, который бы характеризовался переходом от точечной городской застройки к линейно-протяженным структурам малоэтажных поселений  вокруг городов и вдоль транспортных артерий, а также реализацией проектов комплексной застройки в малых городах области и сельской местности.

Одним из важнейших моментов в реализации проектов по доступному загородному жилью является подключение к сетям коммуникации. Доля внешних сетей в себестоимости небольшая, но из-за отсутствия коммуникаций невозможно реализовывать жилищные проекты.

С целью создания благоприятных условий для развития малоэтажного строительства и комплексной малоэтажной застройки  для исполнения государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и исполнения Указа Президента Российской Федерации № 600 от 7 мая 2012г. участники круглого стола предлагают использовать опыт комплексного освоения территорий (КОТ).

Установление критериев КОТ – внесение изменений в Постановление Правительства РФ от 05.05.2007 № 265 «Об экспериментальных инвестиционных проектах комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства».

Необходимо правовое регулирование проектов комплексного освоения территорий:

- законодательное определение основного понятийного аппарата;

- разработка механизмов ГЧП в жилищной сфере.

- устранение налогообложения при безвозмездной передаче объектов инфрастуктуры от застройщика муниципальному образованию.

- освобождение от повышающих налоговых коэффициентов (2-4 кратной ставки земельного налога) в отношении частных земель, используемых для проектов КОТ;

- разработка правил проектирования, строительства и эксплуатации комплексной застройки;

- установление единой процедуры по переходу права собственности от застройщика к приобретателю без регистрации права собственности застройщика (по аналогии с 214-ФЗ).

Необходимо решить вопросы налогообложения при осуществлении комплексного освоения земельных участков:

- устранить налогообложение при безвозмездной передачи объектов инфраструктуры от застройщика к муниципальному образованию;

- освободить частные земли, используемые для проектов КОТ, от повышающихся налоговых коэффициентов (двойной - четырехкратной ставки земельного налога);

- внести изменения в Налоговый Кодекс РФ в части совершенствования порядка осуществления расходов инвесторов на строительство и (или) реконструкцию объектов транспортной, инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры;

- внести изменения в статью 396 Налогового Кодекса РФ в части освобождения от применения повышающих налоговых коэффициентов для земельных участков используемых крупных проектов (КОТ) – не менее 500 единиц малоэтажного доступного жилья.

Градостроительная подготовка и земельные отношения:

- законодательное закрепление возможности разрабатывать и утверждать проекты планировки и проекты межевания территорий, не увязывая эти события с разработкой и актуализацией генерального плана поселения;

- отмена разработки проекта планировки территории для линейных объектов – использование акта выбора трассы и схемы размещения объекта;

- четкое разграничение таких видов жилых зданий как «многоквартирный дом» и «блокированный жилой дом». Законодательное регулирование в Гражданском и Жилищном Кодексах порядка образования приквартирных земельных участков и порядка владения и распоряжения ими;

- внести изменения в действующее законодательство об исключении возможности раздела земельного участка для жилищного строительства по решению собственника без соблюдения нормативов по развитию социальной  и инженерной инфраструктуры, предусмотренных Градостроительным законодательством, с выделением земельных участков для размещения таких объектов с учетом предполагаемого развития территории.

Необходимо решить вопросы обеспечения инженерной и транспортной инфраструктуры таких, как:

- отсутствие участков с подготовленной инженерной и транспортной инфраструктурой;

- высокая плата за подключение к ресурсам и высокая стоимость подводящих сетей и дорог;

- высокая доля расходов в себестоимости строительства;

Для решения этих проблем необходимо участие государственных и муниципальных органов в строительстве объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, синхронизировать инвестиционные программы субъектами естественных монополий с программами развития территорий, развивать формы государственно-частного партнерства, привлекать инвесторов к реализации проектов КОТ в регионах с низкими рыночными ценами.

Участники круглого стола отметили необходимость участия органов исполнительной власти субъектов РВ в подготовке земель вблизи города, в вопросах финансирования и строительства инженерных сетей и дорог к границам территории поселка, в вопросах финансирования социальных объектов (школы, детские сады, медицинские учреждения).

 

Тематическая секция № 7

Вебинар «Обеспечение имущественной ответственности

членов СРО в свете нового закона. Первые итоги»

 

Организатором мероприятия выступил Комитет по страхованию и финансовым рискам Национального объединения проектировщиков. Аппарат Национального объединения проектировщиков представила руководитель департамента по работе с саморегулируемыми организациями Ольга Айрапетова. Участие в мероприятии приняли заместитель руководителя Государственной инспекции труда – заместитель главного государственного инспектора труда в городе Санкт-Петербурге Игорь Беляев, начальник Управления страхования ответственности ОСАО «Ингосстрах» Дмитрий Мелехин, руководитель Управления развития и аналитики ООО «Британский страховой дом» Елена Булатникова, советник по правовым вопросам ОАСПО «Москва Ре», старший партнер Общества страховых юристов России Сергей Дедиков. Модератором вебинара выступил председатель Комитета по страхованию и финансовым рискам Национального объединения проектировщиков Никита Загускин. Организаторами было обеспечено участие в мероприятии более ста пятидесяти представителей саморегулируемых организаций посредством онлайн-трансляции. В рамках вебинара участники ответили на поступившие вопросы, связанные с обеспечением имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций строительной сферы, в том числе в связи с вступлением с 1 июля 2013 года поправок в ст. 60 Градостроительного кодекса РФ.

Отвечая на вопросы участников, Игорь Беляев рассказал об особенностях расследования несчастных случаев на строительных площадках, практике взаимодействия Государственной инспекции труда, Следственного комитета и саморегулируемых организаций, статистике несчастных случаев в текущем году. Присутствующие на мероприятии отметили целесообразность участия в расследовании аварий на объектах строительства в качестве экспертов представителей саморегулируемых организаций, а также аварийного комиссариата – специализированной организации, деятельность которой направлена на своевременное установление обстоятельств аварии, ее причин, а также оценки последствий.

Кроме того в ходе вебинара особое внимание было уделено заключению новых и пролонгации действующих договоров страхования гражданской ответственности членов саморегулируемых организаций, внесению изменений в такие договоры, связанные с обязанностью удовлетворить регрессные требования регредиентов. Участниками рассмотрены вопросы об определении момента наступления страхового случая по договорам страхования гражданской ответственности по риску предъявления регрессных требований регредиентами, о целесообразности отказа страховой компании от суброгации к саморегулируемой организации, а также другие вопросы взаимодействия страхователей, страховщиков и саморегулируемых организаций в случае причинения вреда, подлежащего возмещению в соответствии с положениями ст.60 Градостроительного кодекса РФ.

Никита Загускин проинформировал о ходе работы над новыми редакциями методических документов по страхованию, разрабатываемых НОСТРОЙ и НОП, а также о перспективе принятия законопроекта № 262137-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (в части установления субсидиарной ответственности саморегулируемых организаций) в течение осенней сессии Государственной Думы РФ.

В завершение вебинара было высказано мнение о практической пользе вебинара и необходимости регулярного проведения подобных мероприятий.

 

Тематическая секция № 8

«Совершенствование систем подготовки кадров для строительной отрасли и подтверждения квалификации специалистов — одно из приоритетных направлений деятельности Национального объединения строителей»

 

 

Для максимально эффективного достижения главной цели саморегулирования в строительной отрасли – обеспечения качества и безопасности строительства, саморегулируемые организации должны много внимания уделять подготовке и аттестации специалистов. Для этого необходимо развивать комплексный подход к подготовке кадров, чтобы все заинтересованные стороны сотрудничали между собой: и СРО, и вузы, и образовательные учреждения, и профессиональные объединения строителей. Особенно это относится к совершенствованию системы подготовки кадров, в частности к разработке профессиональных стандартов и актуализации учебных программ.

Назрела необходимость совершенствования программного обеспечения Единой системы аттестации  и усиление контроля со стороны Аттестационных комиссий СРО, поскольку за аттестованных специалистов саморегулируемая организация отвечает, прежде всего, своей репутацией.

Обучение субъектов малого бизнеса в рамках программы поддержки субъектов малого предпринимательства в подготовке кадров продолжает относиться к важным направлениям деятельности, так за 2011 и 2012 годы более 12 000 человек смогли пройти курсы повышения квалификации и поучаствовать в 30 семинарах. В 2013 году планируется обучить 6811 специалистов, причем большинство из них 3751 или 55% - пройдет обучение  вузах – членах АСВ.

В 2013 и в 2014 годах необходимо проведение  семинаров для субъектов малого и среднего бизнеса по обучению различным актуальным аспектам федеральной контрактной системы. Это особенно актуально именно для субъектов малого предпринимательства, которые составляют 90% участников строительной отрасли России, и не имеют, к сожалению, возможностей содержания специального юриста т.к. у них на это нет средств.

В настоящий момент работа по разработке и внедрению профессиональных стандартов для специалистов в строительстве Национальным объединением строителей ведется и поставлена на высоком уровне:

  • разработана концепция формирования профессиональных стандартов, которая прошла экспертизу и получила позитивные отзывы членов АСВ;
  • организуется взаимодействие и рабочие встречи с представителями Минтруда и Минрегиона для выработки общих позиций;
  • дорабатывается отраслевая-квалификационная рамка;
  • осуществляется широкое информирование строительного сообщества о ходе работ.

Эту работу необходимо продолжать и выводить на новый качественный уровень, максимально широко привлекая представителей строительного сообщества и строительных вузов.

В целях обсуждения проблем и практики современной подготовки кадров в строительстве, с учетом законодательных новелл необходимо провести научно-практическую конференцию с привлечением широкого круга участников среди образовательных учреждений на базе Ассоциации строительных вузов.

 

Предложения, внесенные участниками конференции в ходе пленарного заседания

 

Президент Национального объединения проектировщиков Михаил Посохин высказал следующие предложения.  

 

  1. Внести изменения в законодательство и реформировать систему саморегулирования.

 

Сегодня возникла острая необходимость переработки законодательных актов, регулирующих строительную и проектную деятельность.

Во-первых, это Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», Федеральный закон от 07.02.2011 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и, конечно, Градостроительный кодекс РФ.

В настоящее время вышеперечисленные законы и Градостроительный кодекс, в большей степени ориентированы на интересы предпринимателей и чиновников саморегулирования, но никак не на профессиональные интересы строителей, проектировщиков, изыскателей. Действующий Градкодекс имеет больший уклон в сторону земельного законодательства. Сегодня нет четко понятных и определенных градостроительных норм, а если есть, то они вводятся с такими допущениями, что дает возможность понимать и исполнять их двояко. Законодательство нужно существенно переработать, переориентировать, сделать его градостроительным.

Во-вторых, следует законодательно закрепить право национальных объединений защищать свои интересы на самом высшем уровне органов федеральной и региональной власти. Национальные объединения - это представители тех, кто непосредственно отвечает за безопасность строительства. Нужно больший упор делать на возможность предоставления интересов саморегулируемых организаций в профильных органах власти. Основной целью всегда должно оставаться регулирование профессиональной деятельности, через инструменты саморегулирования. Для достижения этих целей считаю необходимым пересмотреть закон о саморегулируемых организациях (№315-ФЗ) и остальные профильные законы. Необходимо дать право Национальным объединениям на федеральном уровне и, возможно, саморегулируемым организациям на местах, быть вхожими в профильные органы государственной власти. В первую очередь, в Министерство регионального развития РФ и Госстрой.

 

2.Разработка качественной документации по планировке территории.

 

Качество начинается с территориального планирования, с разработки документации по планировке территории. И сегодня отсутствие качественной документации по планировке территории является большой проблемой. В настоящее время эта деятельность не лицензируется, не регулируется, и, как следствие, в данной сфере нет профессионалов. Документация разрабатывается профессионалами других отраслей, а зачастую органы муниципальной власти не обладают специалистами, способными данные документы оценить. В итоге в муниципалитетах планируются такие территории, что построить там качественное и комфортное жилье не представляется возможным. Сегодня необходимо рассмотреть вопросы осуществления регулирования в области территориального планирования и планировки территории на условиях саморегулирования.

Задачу комплексного подхода к планированию застроенных и подлежащих застройке территорий нужно решать в рамках реализации плана мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» от 29 июля 2013 года №1336-р.

Реализация прописанных в плане мероприятий должна упростить процесс осуществления строительства от стадии подготовки необходимой документации для градостроительства до ввода построенных объектов в эксплуатацию, а также повысить качество итогового продукта.

 

3.Противодействие коммерциализации СРО.

 

Как правило, в коммерческие СРО, входят недобросовестные компании, фирмы-однодневки. Эти компании демпингуют на торгах, получают заказы, а в итоге не выполняют их, потому что у них нет на это, ни техники, ни специалистов. Бороться с такими компания нужно путем устранения «коммерческих» СРО, которые выдают им допуск.

Для искоренения данной проблемы Национальное объединение проектировщиков предлагает следующие меры:

1) В первую очередь необходимо вести реестр СРО и наделить национальные объединения полномочиями по ведению этого реестра, либо в качестве оператора между саморегулируемыми организациями и Ростехнадзором, либо отдать полномочия ведения данного реестра национальным объединениям полностью.

Чем поможет ведение реестра? В первую очередь, недобросовестные СРО скрывают количество своих членов, а реестр позволит сделать данную информацию прозрачной и доступной.

2) Во-вторых, необходимо наделить национальные объединения правом принимать участие в процедуре принятия решения о присвоении некоммерческому партнерству статуса СРО, и, соответственно, в случае прецедента, лишать статуса СРО и исключать из членов национального объединения. Что сейчас происходит в национальных объединениях? В силу действующего законодательства каждая саморегулируемая организация в области строительства, проектирования, инженерных изысканий должна стать членом соответствующего национального объединения. Таким образом, каждая вновь создающаяся СРО становится членом национального объединения, как велит закон. При этом национальное объединение не вправе проверить сведения о саморегулируемой организации, вступающей в ее ряды. Так как членство в нацобъединении не добровольное, а обязательное, то есть фактически автоматическое.

Например, для получения статуса СРО некоммерческое партнерство подает сведения в Ростехнадзор, а в национальные объединения вступают по факту получения статуса СРО.

Получается, нацобъединения  даже не обладают в полной мере информацией о том, кого принимают в свои ряды.

3) Национальное объединение проектировщиков уже предпринимает действия в направлении решения заявленных выше вопросов. В частности, аппаратом НОП подготовлены поправки для внесения в Федеральный закон «О рекламе» и закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (№ 129-ФЗ).

3.1.Согласно предлагаемым нами поправкам в закон «О рекламе», говорить о деятельности саморегулируемой организации может только сама саморегулируемая организация. При этом в информационном объявлении должна обязательно содержаться информация о регистрационном номере СРО, закрепленном в реестре Ростехнадзора.

Таким образом, исчезнут массовые рекламные объявления, предлагающие посреднические услуги по вступлению в саморегулируемые организации и получению допуска СРО.

3.2. Следует включить в государственный реестр юридических лиц сведения о выданных допусках СРО.

Внесение изменений в закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (№ 129-ФЗ) позволит включать сведения о выданных юридическому лицу допусках СРО.

 

 

Генеральный директор НП «Строители Урала» Виктор Терентьев высказал следующие предложения, касающиеся реализации Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

 

  1.  Одной из первоочередных задач строительного сообщества является совершение целенаправленных действиях по активному участию в разработке подзаконных актов в сфере закупок, с использованием информационно-аналитических материалов и экспертных заключений, отражающих особенности создания строительной продукции.
  1. В соответствии с Законом № 44-ФЗ необходимо утвердить постановлением Правительства Российской Федерации Положение о порядке и правилах осуществления закупок товаров, работ и услуг по объектам капитального строительства.

Нормативный документ должен включать отдельные разделы по проведению подготовки проектной документации и изыскательских работ, в которых целесообразно использовать совокупность методов обоснования начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с пар. 4 «Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ» части II Гражданского кодекса РФ.

  1. В статье 1 Закона № 44-ФЗ определены новые элементы управления контрактной системой. Однако ключевой элемент – «координация» – выпал из этого звена и не учтен в законе. (В законе ЮНСИТРАЛ этому элементу управления придается особое значение). И как результат – уже на первом этапе идут сбои в выполнении Плана мероприятий по реализации Федерального закона № 44-ФЗ, утвержденного Правительством Российской Федерации 7 июня 2013 года. Реальные решения по координации всей комплексной системы закупок для государственных и муниципальных нужд с другими направлениями социально-экономической политики могут осуществляться, например, Правительственной комиссией по вопросам контрактной системы, что даст ускоренный импульс обеспечения контрактной системы России нормативно-правовой базой.
  2.  Необходимо внести в статью 37 («Антидемпинговые меры…») при проведении открытого конкурса пункт о максимальном снижении цены контракта до 10% по проведению строительных работ, подготовке проектной документации и изыскательских работ. В случае снижения цены более чем на 10% заявка участника закупки должна отклоняться.
  3.  Минрегиону России, Госстрою необходимо ускорить переход на новую сметно-нормативную базу 2014 года с учетом предложений НОСТРОЙ, НОП, НОИЗ, региональных центров по ценообразованию.